
Содержание
Развитие ребёнка в возрасте 6 месяцев:
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 6 месяцев?
Моторные функции
Если в первом полугодии жизни малыш учился воспринимать мир (у ребенка активно развивались сенсорные функции), то во втором полугодии акцент развития перемещается на моторные навыки.
Активно происходит освоение новых поз и способов перемещения, развиваются мануальные движения (действия с предметами).
Позы и перемещения
Новые навыки ребёнка в возрасте 6 месяцев:
- Переворачивание
В возрасте 6-ти месяцев у малыша должен начать получаться поворот с живота на спину.
- Сидение
Сидеть самостоятельно большинство деток должны уметь в возрасте 6 месяцев, временными границами нормы является диапазон 5-8 месяцев.

- Начало ползания
Некоторые детки могут пытаться ползать в 5 месяцев, в среднем этот навык развивается в 7 месяцев.
- Вставание
Некоторые детки могут делать попытки с 6 месяцев, но в среднем этот навык развивается только к 9 месяцам жизни ребёнка.
Действия с предметами
Раньше ребёнок мог осуществлять только простые действия с вложенными в руку предметами. При этом не было контроля действия взглядом, то есть пока не сформировано единство "глаз-рука".
В возрасте 5-7 месяцев ребёнок начинает контролировать зрением свои действия с игрушками. Основные из них следующие:
- постукивание,
- размахивание,
- притягивание предмета с последующим рассматриванием,
- выбрасывание,
- похлопывание.
Развитие речи ребенка в 6 месяцев
На 5-6-ом месяцах жизни малыша появляются "псевдослова" - голосовые реакции довольно постоянного звукового состава, которые ребенок использует для взаимодействия со взрослым. Они не обозначают каких-то конкретных предметов и очень эмоционально насыщены.
Пока такая речь ребенка ситуативна и может быть понята при эмпатичном желании прочувствовать сообщение скорее с опорой на интонацию и жесты, чем на произносимый звуковой ряд.
С 6-7 месяцев у ребенка появляется лепет и знание названий отдельных предметов.
Общение ребёнка со взрослым в возрасте 6-12 месяцев
Психологи используют термин "ведущая деятельность", показывающий ту центральную линию, которая ведет за собой всё развитие ребёнка.
Ведущей деятельностью младенческого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребёнка со взрослым.
В маме сосредоточено всё, что обеспечивает саму возможность жизни грудничка и, конечно, ребёнок стремится к общению с ней.

Если общение по каким-то причинам нарушено (к примеру, из-за послеродовой депрессии матери), то могут наблюдаться нарушения в развитии целого ряда функций (моторных, речевых, социо-эмоциональных и др.) и даже возможно угасание только сформированных улыбки и переживания положительных эмоций.
Поэтому взрослые всегда должны помнить, что очень нужны и важны ребенку не только как гаранты безопасности и для удовлетворения физиологических потребностей, но и, что не менее важно, как близкие люди, с кем устанавливается тесная эмоциональная связь. Именно она – основа нормально развития.
Чем отличается общение ребенка со взрослым во втором полугодии жизни
В отличие от общения с малышом в возрасте до 6 мес, когда основным акцентом является доброжелательное внимание взрослого, во втором полугодии жизни общение строится вокруг предметов.
Ребенок неустанно тренируется в манипулировании вещами и ожидает от взрослого поддержки в этом занятии.
Осваивая действия с предметами, ребёнок может активно вовлекать взрослого в свои занятия.
К примеру, дети любят отбрасывать игрушки с ожиданием, что их поднимут и принесут назад.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 6 месяцев?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 3-5 месяцы жизни).
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 6-8 месяцев:
19. Плачет при прерывании игры
20. Понимает интонации голоса.
21. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
22. Может произносить много согласных звуков (например: в, с, ш, м, н, ф, з).
23. Поворачивает голову в сторону взрослого, произносящего его имя.
24. Улыбается своему отражению в зеркале.
25. Подражает последовательности из нескольких звуков.
26. Произносит слоги: ма-па-ба-да.
27. Произносит несколько звуков на одном дыхании.
28. Понимает запрет, выраженный интонацией голоса или словом «нельзя».
29. Протестует, будучи оставлен в одиночестве.
30. Радуется изображению в зеркале и гладит его.
31. Любит играть в «поймай меня».
32. Выполняет «дай ручку», «ладушки».
33. На вопрос «где» ищет и находит названный предмет взглядом.
34. Устойчиво сидит (не падает) от нескольких минут до получаса.
35. Ползет на животе, отталкиваясь ногами и подтягиваясь руками.
36. При ползании умеет встать на четвереньки.
37. Стучит игрушкой по столу.
38. Держит в каждой руке по игрушке и стучит ими друг о друга.
39. Отбрасывает то, что не нравится.
40. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
41. Поворачивается с живота на спину.
42. Вытягивает ленту и манипулирует ею.
43. Все тащит в рот.
44. Любит сосать пальцы руки.
45. Встает на ноги, ухватившись за мебель.
46. Использует клешневый захват игрушек (большой палец против всех других)
47. Может ползти, зажав в руке игрушку.
48. В положении стоя ставит одну ногу впереди другой.
49. Знает (показывает) части тела.
50. Рассматривает мелкие детали и части в игрушке или на рисунке.
51. Имеет отчетливые вкусовые привязанности.
52. Предпочитает игрушки звучащие и шумящие.
53. Перестает кричать при звуках музыки.
54. Тщательно со всех сторон рассматривает игрушки и предметы.
55. Перекладывает предмет из одной руки в другую.
56. Держит чашку и пытается пить из чашки.
57. Сам держит и ест печенье или сухарик.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
- Состояние сна (таблица с нормами сна).
- Набор массы тела и динамика изменения роста (калькулятор и таблицы).
В среднем, прибавка массы тела за 6-ой месяц составляет 600 г, а длина тела увеличивается на 2 см.
Читайте здесь о развитии ребёнка в возрасте 7 месяцев.