Содержание
Развитие ребёнка в возрасте 9 месяцев:
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 9 месяцев?
Моторные функции
Позы и перемещения
- Ходьба
В 9 месяцев наступает один из очень долгожданных моментов – начало ходьбы. Сравнимым по радости для взрослых часто является момент произнесения первого слова :)
Итак, в 8-9 месяцев малыш уже может стоять, держась за опору. Конечно, как только он почувствует уверенность в этом новом для себя положении, он начнет двигаться вдоль опоры, и это станет началом ходьбы.
Взрослые могут помогать в тренировке нового навыка, если начнут водить ребенка за две ручки. Постепенно малыш сможет шагать, держась только за одну руку взрослого.
Интересно, как ребёнок будет экспериментировать с положением своих ручек. Возможны варианты, когда малыш вытягивает ручки вперед, стараясь сократить расстояние до желаемого объекта, или прижимание рук к себе, чтобы уменьшить боль при падении. Постепенно ребёнок научится балансировать руками, расставляя их в стороны.
Всегда следует помнить, что каждый малыш индивидуален, и кто-то уже бегает в 10-11 месяцев, а кто-то начинает ходить в 1,5 года. Всё это варианты нормы.
Действия с предметами
- Хватание
Как писали ранее, хватание – это сложный процесс, который требует:
- согласованной работы зрения и управления рукой,
- способности оценить расстояние до предмета, и
- подстройки кисти под размер желаемой игрушки.
Поэтому способ хватания рассказывает нам о гармоничном развитии многих систем.
В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже начинает использовать так называемый ножницеобразный захват (смыкание большого и II-III пальцев по всей длине).
- Установление причинно-следственных связей
В возрасте 9-ти месяцев ребенок начинает учиться понимать функции предметов.
Здесь особенно интересными будут такие игрушки, которыми ребенок может управлять, изменять их. Например, игрушечная мельница, у которой нужно потянуть за веревку для вращения крыльев. Потянув один раз, малыш будет стараться сделать это ещё и ещё, убеждаясь в своей способности именно таким образом воздействовать на игрушку и вызывать желаемый эффект.
- Обучение новым действиям
В этом возрасте ребенок пока не сможет обучаться «по образцу», и взрослый интуитивно это понимает. Поэтому кроме демонстрации действия (как есть ложкой, или как держать чашку), взрослый вкладывает предмет в руку ребенка и пытается управлять рукой – метод «пассивных действий».
Развитие речи ребенка в возрасте 9 месяцев
Сенсорная речь (понимание чужой речи)
В возрасте 9 месяцев ребенок уже довольно хорошо понимает речь взрослых. Конечно, как и всегда, помним об индивидуальных различиях.
Обычно, 9-ти месячный ребенок уже начинает понимать некоторые запреты и инструкции, то есть уже может получаться корректировка поведения через речевые указания.
К примеру, ребёнок может найти игрушку, о которой спросил взрослый, ответить на просьбу «дай ручку».
Моторная речь (говорение самого ребёнка)
Сроки начала формирования моторной речи очень варьируются. Чуть более раннее или чуть более позднее начало говорения не связано с развитием интеллекта и не должно вызывать особого беспокойства.
Первыми возникают так называемые лепетные слова типа «би-би», «а-а» и т.д. Их функция называется «указательной».
То есть ребёнок пока не открыл для себя, что у каждого предмета есть название. Но уже понял, что определенными звуками можно обратить внимание взрослого на желаемый предмет. Поэтому понять ребёнка можно только в контексте ситуации. Сам по себе буквенно-звуковой ряд легко переносится с одного предмета на другой и активно сопровождается эмоциями, жестами. Ребёнок как будто пытается говорить всем своим телом, привлекая все доступные способы, пока не выделяя речь как отдельное явление.
Обычно можно видеть, что у девочек моторная речь возникает раньше, чем у мальчиков.
Общение со взрослыми и развитие эмоций у ребенка в возрасте 9 месяцев
Общение со взрослыми становится все более сложным. Можно наблюдать, насколько разные реакции возникают на разных людей. Ребенок пытается общаться с каждым взрослым так, чтобы как можно дольше удерживать его внимание. В то же время, всё резче могут быть реакции на незнакомцев, и всё тяжелее малыш вступает во взаимодействие с новыми людьми, пытаясь сначала спрятаться за близкого взрослого.
Появляются новые эмоции - робость и стеснительность. Важно дать им развиться и не подталкивать ребенку к чему-то вопреки возникшей эмоции. Малыш впервые попал в новое для себя состояние, и взрослый должен помочь понять происходящее.
Начинает выстраиваться эмоциональный интеллект, который очень ценится в нашей жизни. А многие даже считают его основным условием успеха в современном социуме.
Эмоциональный интеллект заключается в том, что человек понимает свои эмоции и умеет ими управлять. Чтобы процесс развития эмоций происходил правильно, ребенок должен слышать от взрослого понятные объяснения возникающих эмоций ("Ой, Машенька, ты застеснялась"). Если же взрослый игнорирует эмоции ребенка ("Что ты там топчешься?!"), то они останутся непонятными странными состояниями.
Во взрослом возрасте это может приносить проблемы, в том числе разного вида зависимости, когда регуляция эмоционального состояние производится через химическое вещество без понимания причин проблемных чувств.
Многие относят возраст 9-10 месяцев к началу кризиса 1-го года жизни. Как мы уже обсуждали, ребёнок начинает ходить, и это не только расширяет возможности по освоению окружающего пространства, но и позволяет ребёнку почувствовать некоторую отдельность от взрослого, самостоятельность. Это начало распада «единого мы». Немного поясним, о чем идет речь.
Когда малыш только родился, мы слышим в речи взрослого объединение себя и ребёнка в «единое мы» ("Мы покакали", "Мы погуляли", "Мы поели"), как будто вместо 2-х отдельных организмов есть один. Это очень нужный механизм в первые месяцы жизни малыша. Но всегда помним о его перестройке, изменении позиции «единое мы» на «я» и «ты». В этом и заключается суть кризиса 1-го года жизни, когда ребёнок активно отделяет себя (свою волю) от взрослого (его указаний). Что может проявляться в совершенно необоснованном упрямстве, как кажется взрослым. Или, например, у ребёнка возникает подчеркнутая самостоятельность, когда он тянет (ведет) взрослого, а не сам идет за взрослым. Важно предоставлять малышу эту свободу, чтобы помочь сформироваться "Я" ребёнка.
Ведущие линии развития ребёнка в возрасте 9-12 месяцев
- Развитие общих движений, действий с предметами.
- Понимание и развитие активной речи.
Задержка психического развития
О задержке психического развития в возрасте 9-12 мес может свидетельствовать отсутствие избирательной реакции на незнакомое лицо. Реакции страха и протеста свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости ребёнка.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 9 месяцев?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 6-8 месяцы жизни).
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 9-11 месяцев:
58. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
59. Лепечет с подражанием или передразниванием взрослого в произнесении слогов.
60. Машет ручками «бай-бай»
61. Выполняет простые указания при игре или кормлении и одевании.
62. Пытается противостоять нежелательных для него указаниям или запретам.
63. Реагирует на свое имя адекватно и постоянно.
64. Заражается настроением других детей, находящихся рядом – плачет и смеется вместе с ними.
65. Дает представления – повторяет действия и звуки, которые вызвали смех или аплодисменты.
66. Демонстрирует подражательное поведение – кормит, причесывает куклу, нагружает машину.
67. Ярко выражает мимикой все настроения – грусть, обиду, гнев, радость.
68. Сбрасывает игрушки и предметы для того, чтобы окружающие взрослые их поднимали.
69. Строит башню из двух кубиков.
70. Манипулирует двумя игрушками сразу – по одной в разных руках.
71. Влезает в кресло и слезает с него сам.
72. Маленький предмет берет двумя пальцами.
73. Большой предмет берет двумя руками.
74. Ползает уверенно и во все стороны.
75. Заползает на ступеньки лестницы.
76. Выявляется право- или леворукость.
77. Садится из положения стоя.
78. Нагибается из положения стоя, чтобы поднять что-либо.
79. Сидит на корточках.
80. Может встать на цыпочки.
81. Встает и ходит при поддержке за руки.
82. Реагирует на ритмическую музыку движениями тела типа качания или приседания и подпрыгивания.
83. Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
84. Знает (показывает) части тела.
85. Вспоминает игры предыдущего дня.
86. Имеет предпочтения к каким-то играм или игрушкам.
87. Берет чашку за ручку, чтобы пить из нее.
88. Может подносить ложку ко рту.
89. Снимает носки.
90. Помогает одевать себя.
91. Без помощи пьет из чашки или стакана.
92. Открывает ящики столов и шкафов.
93. Развязывает шнурки на обуви или одежде.
94. Листает страницы книги (не всегда по одной).
95. Открывает крышки коробок или кастрюль.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбирали в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
- Состояние сна (таблица с нормами сна).
- Набор массы тела и динамика изменения роста (калькулятор и таблицы).