Что должен уметь ребёнок в возрасте 8 месяцев. Развитие речи и действий с предметами, отношения ребёнка и взрослого

Возраст ребенка
маленький ребёнок

Содержание

Развитие ребёнка в возрасте 8 месяцев:

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 8 месяцев?

 

Ведущие линии развития ребёнка в возрасте 8 месяцев

  • Развитие общих движений, действий с предметами.
  • Развитие подготовительных этапов понимания активной речи.
  • Стремление достичь результата.

 

Задержка психического развития

О задержке психического развития в возрасте 6-9 мес может свидетельствовать:

  • бросание игрушек без интереса к ним,
  • задержка развития речевых функций.

 

Моторные функции ребёнка в возрасте 8 месяцев

Позы и перемещения

В возрасте 8 месяцев малыш уже имеет очень широкий набор возможностей:
сформировано самостоятельное сидение, активно тренируются ползание и шаги с поддержкой, самостоятельное стояние также начинает входить в перечень осваиваемых навыков.
Интересным приобретением в этом возрасте является ходьба на четвереньках.

  • Сидение

В 8 месяцев уже все детки должны сидеть самостоятельно,  это крайняя граница временной нормы. Малыш может садиться самостоятельно, придерживаясь опоры.

  • Ползание, вставание, шаги с поддержкой

Возраст 8 месяцев – период самой активной тренировки этих навыков.
Здесь лишь отметим, что ребёнок делает первые шаги, конечно же, при вовлечении в процесс взрослого. До освоения самостоятельной ходьбы ещё несколько месяцев.

  • Стояние самостоятельное

Некоторые детки пытаются стоять самостоятельно с 8 месяцев. В среднем, этот навык осваивается в возрасте 10-11 месяцев.

ребёнок стоит

 

  • Ходьба самостоятельная

Очевидно, что попытки ходить тесно связаны со способностью ребенка стоять. Начало ходьбы можно наблюдать в 8-9 месяцев, когда малыш переступает ножками, держась за опору (спинку кровати, ограждение манежа). Важно дать ребенку это пространство и возможность упражняться в новом навыке.

 

Действия с предметами

Постепенно совершенствуются способы произвольного хватания, и в возрасте 8 месяцев ребенок уже использует хватание "клешней".

В этот период малыш постоянно сосредоточен на каком-либо виде деятельности, и его необходимо обучать новым действиям. К примеру, катить мяч, открывать коробки, закрывать крышки у кастрюли и т.п.

Интерес ребёнка постепенно переходит от физических свойств объектов (большое, твердое и т.д. – рефлекс "что такое?") на их функции (для чего? – рефлекс "что с этим можно делать?"). Ребенок уже пытается использовать предметы специфически, то есть учитывая их функциональное назначение. К примеру, начинает понимать, что ложку используют во время еды, но часто берет её слишком низко, так что содержимое выливается.

К тому же, новое знание о функции предмета может мешать выполнению задуманного действия. К примеру, при попытке взять мяч, может получиться подкатывание или отталкивание. Намерение и фактически выполняемое действие не всегда совпадают.

 

Развитие речи ребёнка в возрасте 8 месяцев

В этот период ребенок внимательно присматривается к предметам и усваивает названия основных игрушек. Так, к 8-му месяцу жизни уже можно говорить о возникновении сенсорной речи, то есть понимании слов, произносимых взрослым. Конечно, далеко не всех. Знает малыш слово или нет, можно увидеть по его реакции на вопрос "где …?". Обычно, ребёнок начинает отыскивать взглядом названный предмет.

 

Общение со взрослым ребёнка в возрасте 8 месяцев

Общение со взрослым, как и в предыдущие месяцы жизни малыша, остается той деятельностью, которая ведет за собой развитие. Кроме того, оно по-прежнему является незаменимым источником положительных эмоций. На первом году жизни ребёнка именно обращенная к нему речь или знакомое лицо взрослого вызывают у малыша улыбку.

Исследования психологов также показывают, что даже оживление и радость, которое начинает сопровождать первые игры ребенка в возрасте 8-9 месяцев, связаны не с самой игрой, а с участием в них взрослого. Удовольствие непосредственно от игры малыш будет испытывать чуть позже.

В этот период важные изменения происходят в самовосприятии ребёнка. Он все больше осознает себя, интересуется своим отражением в зеркале. Мягко, но верно, мы идём к кризису 1-го года жизни (подробнее читайте здесь).

В возрасте 8-ми месяцев у ребёнка развиваются такие важные качества, как настойчивость, желание добиться своего, что может выражаться в крике с гневными нотками. Если взрослый отреагирует твердым отказом, то ребёнок обычно быстро успокаивается. Сейчас как раз тот возраст, когда воспитывается понимание слова "нельзя".

Как отмечали чуть выше, весь мир малыша пока сосредоточен на взрослом, и его одобрение намного важнее любых других интересов. Здесь очень трудно удерживать баланс, ограничивая поведение ребенка, вводя разумные запреты, и, в то же время, не мешать развитию самостоятельности.

маленький ребёнок

 

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 8 месяцев?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 3-5 месяцы жизни).

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 6-8 месяцев:

19. Плачет при прерывании игры
20. Понимает интонации голоса.
21. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
22. Может произносить много согласных звуков (например: в, с, ш, м, н, ф, з).
23. Поворачивает голову в сторону взрослого, произносящего его имя.
24. Улыбается своему отражению в зеркале.
25. Подражает последовательности из нескольких звуков.
26. Произносит слоги: ма-па-ба-да.
27. Произносит несколько звуков на одном дыхании.
28. Понимает запрет, выраженный интонацией голоса или словом «нельзя».
29. Протестует, будучи оставлен в одиночестве.
30. Радуется изображению в зеркале и гладит его.
31. Любит играть в «поймай меня».
32. Выполняет «дай ручку», «ладушки».
33. На вопрос «где» ищет и находит названный предмет взглядом.
34. Устойчиво сидит (не падает) от нескольких минут до получаса.
35. Ползет на животе, отталкиваясь ногами и подтягиваясь руками.
36. При ползании умеет встать на четвереньки.
37. Стучит игрушкой по столу.
38. Держит в каждой руке по игрушке и стучит ими друг о друга.
39. Отбрасывает то, что не нравится.
40. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
41. Поворачивается с живота на спину.
42. Вытягивает ленту и манипулирует ею.
43. Все тащит в рот.
44. Любит сосать пальцы руки.
45. Встает на ноги, ухватившись за мебель.
46. Использует клешневый захват игрушек (большой палец против всех других)
47. Может ползти, зажав в руке игрушку.
48. В положении стоя ставит одну ногу впереди другой.
49. Знает (показывает) части тела.
50. Рассматривает мелкие детали и части в игрушке или на рисунке.
51. Имеет отчетливые вкусовые привязанности.
52. Предпочитает игрушки звучащие и шумящие.
53. Перестает кричать при звуках музыки.
54. Тщательно со всех сторон рассматривает игрушки и предметы.
55. Перекладывает предмет из одной руки в другую.
56. Держит чашку и пытается пить из чашки.
57. Сам держит и ест печенье или сухарик.


Кроме психомоторного развития, которое мы разбирали в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:


Читайте здесь о развитии ребёнка в возрасте 9 месяцев.