Что должен уметь ребёнок в возрасте 12 месяцев. Общение со взрослым. Кризис первого года жизни

Возраст ребенка
ребёнок стоит с опорой

Содержание

Развитие ребёнка в возрасте 12 месяцев:

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 12 месяцев?

 

Моторные функции

Итогом развития моторики на первом году жизни является:

  • возникновение пальцевого захвата предметов,
  • манипулирование с предметами и
  • перемещение в пространстве (ползание, скольжение на ягодицах и ходьба).

Ребёнок очень подвижен и любопытен, что является основой для развития. Любопытство заставляет осваивать новое пространство, познавать функции предметов, а подвижность – постоянно тренировать новые навыки по управлению собственным телом.

мальчик в возрасте 1 год идет за мячом

 

Позы и перемещения

Говоря о каких-то сроках и нормах, мы всегда помним об индивидуальных различиях.

Среднестатистический ребёнок к возрасту 12 месяцев должен ходить и вставать на ноги самостоятельно, без помощи, но временной диапазон нормы довольно широк.

Приведем нормы по освоению ключевых навыков:

  • вставание 6-11 месяцев,
  • шаги с поддержкой 6,5-12,5 месяцев,
  • стояние самостоятельное 8-13 месяцев,
  • ходьба самостоятельная 9-14 месяцев.

В среднем, только половина детей в возрасте около 1 года могут ходить свободно.

ребёнок в возрасте 1 год стоит

 

Действия с предметами

К возрасту 1 года мы уже видим изменение захвата с ножницеобразного на клещеобразное (с использованием дистантных фаланг I  и II пальцев).

rebenok-v-vozraste-6-12-mesyacev-derzhit-yabloko

Способность зажимать предмет между большим и указательным пальцем позволяет удерживать очень мелкие предметы, чем ребенок с удовольствие пользуется, изучая травинки, волоски, ниточки, и даже насекомых.

За малышом нужно внимательно смотреть, т.к. в этот период его неуемное любопытство и постоянное экспериментирование с предметами могут привести к возникновению опасных ситуаций: открывание всевозможных задвижек и ящиков, перетаскивание игрушек, включение телевизора и даже плиты. Ребенок пробует исследовать все, что «попадается на его пути», и это требует от взрослого постоянной бдительности.

Пока ещё достаточно активны содружественные (ненужные) движения второй рукой. Это абсолютно нормально и постепенно исчезает на протяжении всего детства. У большинства людей только к 20 годам одна рука становится полностью «безразлична» к движениям второй.

Большинство детей к возрасту 12 месяцев начинают самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, крепко держа её обеими руками. Конечно, сейчас речь не идет об аккуратности во время приема пищи. Пока это не главное.

 

Общение со взрослым.  Кризис первого года жизни

К концу первого года жизни у ребёнка возникает устойчивое чувство «Я»: он обнаруживает себя в зеркале и с интересом рассматривает, пытается проявлять самостоятельность и отделиться от взрослого.

Как мы помним, после родов мама и малыш как будто находятся в общем «мы». Это ярко видно в речи, где потребности и занятия ребенка практически не отделяются от потребностей и занятий взрослого. Никого не удивляют фразы «мы покакали», «мы сегодня не стали есть», «мы капризничали» и т.д.

Кризис первого года жизни связан с возрастающей самостоятельностью ребенка, когда приходится разрушать единство малыша со взрослым, ещё недавно такое гармоничное. Происходит это через упрямство и негативизм ребёнка, когда его характер внезапно «портится».
В речи малыша можно часто слышать:

  • «нет!»
  • «не буду!»
  • «не хочу!»
  • «дай!»

Сейчас закладываются воля, сила характера, способность отстаивать свои интересы.

Конечно, для взрослых это тяжелый период ещё из-за того, что малыш часто может делать потенциально опасные вещи. Поэтому взрослый обязан постоянно контролировать и в значительной степени ограничивать действия ребёнка. Чем может вызывать бурные эмоциональные реакции.
 
Если раньше, чтобы успокоить ребёнка, достаточно было спрятать желаемый предмет, то теперь появилась устойчивость желаний и намерений. Внимание переключить можно, но не так легко, как раньше.

 

Развитие речи ребенка в возрасте 12 месяцев

К 1 году ребенок уже выучивает 8-10 слов. Возникает связь между названием предмета и самим предметом – настоящее понимание речи (какое оно было раньше читайте здесь).

Новые потребности ребенка (что-то требовать от взрослого, что-то ему говорить) являются толчком для развития речи. Прежних средств общения (эмоциональные, мимические, указательные) уже не хватает.

Если раньше слово было неким дополнением к жесту-указанию на желаемый предмет, то теперь ребёнок нуждается в более сложных фразах, ведь предмет хочется не только взять, но и как-то им пользоваться. Возникает необходимость  в новом уровне общения со взрослым, чтобы выстроить взаимодействие по поводу интересующих предметов.

 

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 1 год?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 9-11 месяцы жизни).

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 12-14 месяцев:

96. Говорит «мама» и ещё одно-два слова.
97. Чувствует и выражает свою вину.
98. Старается заслужить одобрение взрослого.
99. Имеет любимую игрушку, о которой заботится.
100. С интересом рассматривает картинки.
101. Произносит 5-10 упрощенных слов.
102. Ухаживает за куклой или любимой мягкой игрушкой.
103. Самостоятельно ходит.
104. Заползает на ступеньки лестницы и сползает с них.
105. Поднимается из положения на корточках.
106. Набирает сразу несколько игрушек, держит их во рту, подмышкой и в руках.
107. Ищет потерянный предмет, помня его постоянное месторасположение.
108. Ест с ложки густую пищу сам.

 

Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:

Читайте здесь о развитии ребёнка в возрасте 1,5 года.