Содержание
Развитие ребёнка в возрасте 10 месяцев:
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 10 месяцев?
Моторные функции
Позы и перемещения
В возрасте 10 месяцев ребенок:
- сам стоит несколько секунд (без поддержки),
- старается ходить, держась за предметы соответствующей высоты или за руки взрослого.
Конечно, как и всегда, помним об индивидуальных различиях и достаточно большом временном диапазоне нормы (общая таблица по периодам освоения ключевых навыков здесь).
Действия с предметами
В возрасте 10 месяцев ребёнок открывает для себя манипулирование одновременно 2-мя предметами:
- он соотносит предметы между собой,
- один отдаляет от себя, а другой приближает,
- один предмет пытается положить, поставить, нанизать на другой
- и т.д.
К примеру, вставляет кубик в кубик, чашку в ложку, пытается нанизать пирамидку.
Малыш может выполнять и более сложные действия нанизывания, вкладывания и открывания, если взрослый их покажет.
Развитие речи ребенка в возрасте 10 месяцев
Сенсорная речь (понимание речи других)
В этот период ребёнок начинает понимать слова.
Как показывают исследования, взрослый может сильно помочь в освоении речи. Для этого нужно специально показывать предметы, выделяя их из окружающей обстановки и пытаясь вызвать интерес к ним.
Мы можем увидеть, как ребенок запомнил слово, по его реакции на вопрос «Где ….?» («Где машинка?», «Где кукла?»).
Сначала нет отклика на вопрос, но с количеством повторений начинает возникать реакция:
- сначала простой поиск глазами,
- поворот в сторону предмета,
- а к возрасту 11 месяцев малыш уже сможет выбрать предмет по словесному указанию.
Моторная речь (говорение самого ребёнка)
Появляются первые осознанные слова (к возрасту 1 года их будет 10-20). Эти слова ещё очень отличаются от настоящих слов и их можно разделить на 4 категории:
1. слова, не похожие на слова взрослых
(например, «адига» — рыбий жир; «ика» — шарф; «гилигилича» — карандаш);
2. слова, представляющие собой обрывки слов взрослых, главным образом корни
(например, «как» — каша; «па» — упала);
3. слова, являющиеся искажениями слов взрослых, но сохраняющие их общий фонетический и ритмический рисунок
(например, «ти-ти» — часы; «абаля» — яблоко; «ни-няня» — не надо);
4. звукоподражательные слова
(например, «ав-ав» — собака; «му-му» — корова).
Также интересной особенностью речи ребёнка приблизительно до 1,5 лет являются «общие» слова для обозначения почти не связанных явлений. Например, у одной девочки слово «ака», обозначало и ягоду, и конфету, и сахар, и круглые шарики мозаики.
В то же время один и тот же предмет может иметь разные названия в разных ситуациях. Так, у ребёнка мыльница с мылом в ситуации умывания называлась «ка»; а та же мыльница без мыла — «ля-ля». Зеркало в руках при запускании зайчиков называлось «пига-пига», а то же зеркало на столе, где часто лежали яблоки, — «абаля».
Или ещё такой интересный пример. Мальчика обучали слову «дядя», указывая на портрет родственника, висевший на стене. Но наблюдения за ребёнком немного озадачивали взрослых. Они не могли понять, какое же явление он называет словом «дядя». Ни к взрослым мужчинам, ни к фото, ни к иллюстрациям в книгах это слово мальчиком не применялось. Оказалось, что слово «дядя» обозначало определенный уровень высоты, и этим словом мальчик называл ещё и пейзаж, висевший в другой комнате на том же уровне от пола.
Из-за этих особенностей речи ребенка в возрасте 10 месяцев её понимание возможно только в ситуативном контексте при внимательности ко всем проявлением малыша в момент говорения (к его жестам, мимике), определенной эмпатической настройке на него и искреннем желании понять.
То есть слово является названием не предмета или действия, а скорее какой-то ситуации, довольно комплексного явления. Только в возрасте 1,5 лет ребёнок обнаружит, что у каждого предмета есть свое слово, что было названо «великим лингвистическим открытием», но об этом в статье про развитие ребёнка в возрасте 1,5 лет.
Общение ребёнка со взрослым и развитие эмоций
Все ярче становятся эмоциональные проявления ребёнка, которые достигнут пика в 1-1,5 года. Иногда эти аффективные вспышки так сильны, что могут напугать родителей и спровоцировать мысли о «портящемся» характере. На самом деле, имеет место появление первых личных желаний, которые пока не контролируемы и не управляемы. Если взрослый не понимает желания ребёнка, его жестов, мимики (или запрещает желаемое), то эмоция усиливается, как и сопровождающие её движения тела.
Если раньше можно было довольно легко отвлечь от заинтересовавшего объекта, то теперь у желаний появилась устойчивость. И это очень хорошо! Только представьте себе взрослого, который ни к чему не стремится, ничего не хочет, а если и хочет, то никакой настойчивости в желании не проявляет. Ужасная картина, не правда ли?
Так вот, это ядро личности, эта сила характера и духа начинает прорастать именно сейчас,но пока у ребёнка нет возможности самостоятельно достигнуть желаемого. Если он получает помощь, если к его стремлениям есть внимание и даже уважение, то впоследствии сформируется личность, уверенная в себе и своих силах.
При грубом обращении с ребёнком, резком необоснованном запрещении любых неудобных для родителей проявлений, не может развиться личность. И во взрослом возрасте это ощущается как «потеря себя», непонимание своих желаний, равнодушие к происходящему, склонность к «черной» картине мира, безволие, апатия.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 10 месяцев?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 6-8 месяцы жизни).
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 9-11 месяцев:
58. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
59. Лепечет с подражанием или передразниванием взрослого в произнесении слогов.
60. Машет ручками «бай-бай»
61. Выполняет простые указания при игре или кормлении и одевании.
62. Пытается противостоять нежелательных для него указаниям или запретам.
63. Реагирует на свое имя адекватно и постоянно.
64. Заражается настроением других детей, находящихся рядом – плачет и смеется вместе с ними.
65. Дает представления – повторяет действия и звуки, которые вызвали смех или аплодисменты.
66. Демонстрирует подражательное поведение – кормит, причесывает куклу, нагружает машину.
67. Ярко выражает мимикой все настроения – грусть, обиду, гнев, радость.
68. Сбрасывает игрушки и предметы для того, чтобы окружающие взрослые их поднимали.
69. Строит башню из двух кубиков.
70. Манипулирует двумя игрушками сразу – по одной в разных руках.
71. Влезает в кресло и слезает с него сам.
72. Маленький предмет берет двумя пальцами.
73. Большой предмет берет двумя руками.
74. Ползает уверенно и во все стороны.
75. Заползает на ступеньки лестницы.
76. Выявляется право- или леворукость.
77. Садится из положения стоя.
78. Нагибается из положения стоя, чтобы поднять что-либо.
79. Сидит на корточках.
80. Может встать на цыпочки.
81. Встает и ходит при поддержке за руки.
82. Реагирует на ритмическую музыку движениями тела типа качания или приседания и подпрыгивания.
83. Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
84. Знает (показывает) части тела.
85. Вспоминает игры предыдущего дня.
86. Имеет предпочтения к каким-то играм или игрушкам.
87. Берет чашку за ручку, чтобы пить из нее.
88. Может подносить ложку ко рту.
89. Снимает носки.
90. Помогает одевать себя.
91. Без помощи пьет из чашки или стакана.
92. Открывает ящики столов и шкафов.
93. Развязывает шнурки на обуви или одежде.
94. Листает страницы книги (не всегда по одной).
95. Открывает крышки коробок или кастрюль.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
- Состояние сна (таблица с нормами сна).
- Набор массы тела и динамика изменения роста (калькулятор и таблицы).